02.02.2015 09:36 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Статья на тему: «Административная ответственность работодателей за нарушения требований трудового законодательства».

Работодатель, реализуя права, предоставленные ему законодательством о труде, несет и определенные обязанности, обеспечивая безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности (ст. 22 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ такого рода требования обеспечивают установление правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Причем работодатель обязан не только обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, но и проводить специальную оценку условий труда.

С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест, то по общему правилу ее результаты действительны в течение 5 лет со дня ее завершения, и в этот период спецоценку проводить не обязательно.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда, ее организации и финансирования, а также реализации мероприятий по улучшению условий труда работников с учетом результатов ее проведения.

Обязанности работодателя об ознакомлении работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте корреспондирует согласно ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанность самого работника ознакомиться с ее результатами.

При отсутствии вредных или опасных факторов работодатели могут подавать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, заменившую сертификацию организации работы по охране труда.

Декларация будет действительна 5 лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за указанный период на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний. В противном случае действие декларации прекратится, а в отношении таких рабочих мест должна быть проведена внеплановая спецоценка (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с 01.01.2015 введена в действие статья 5.27.1Статья 5.27.1. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», согласно которой:

  1.  Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

 

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4.Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5.Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лег; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Именно специальная оценка условий труда становится сейчас основным инструментом при решении работодателем вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда.

В Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ закреплены требования к реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, которые направлены на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Компенсационные меры — сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда. Порядок и условия осуществления этих мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены.

Помощник прокурора района             

юрист 3 класса                                                                                Ю.А.Ткаченко

 

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

62